Техникуму радиоэлектроники и информационных технологий - 50 лет

Мне уже кажется, что вся моя жизнь крутится на крайне малом пятачке пространства, ограниченном тремя вершинами - ЭМЛи №29, ИЭМЗ «Купол» и Техникумом радиоэлектроники и информационных технологий, известным ранее как Радиотехнический лицей №19. Вот и женщина на вахте техникума первым делом спросила, не учился ли я здесь. Нет, не учился, но ощущение, что всё вокруг знакомо до последнего кирпичика, не покидает. Не думаю, что это случайно - корреспондента заводской газеты достаточно часто забрасывает сюда по самым разным поводам. Сегодня он весьма приятный - ТРИТ отмечает полувековой юбилей. Мы договорились встретиться с Юрием Петровичем Ильиным, бывшим директором техникума. Это человек крайне увлечённый своим делом, буквально болеющий за судьбу коллектива и каждого ученика - об этом говорит уже хотя бы тот факт, что, оставив пост директора, он всё равно работает в техникуме. Читает лекции, продолжает учить и учиться чему-то новому у своих воспитанников. «Второго октября 1996 года меня пригласили к министру образования Удмуртской Республики, - рассказывает Юрий Петрович. - Тогда я уже был директором училища №27, а министр предложил стать директором радиотехнического лицея №19. Время на раздумье - сутки. На предложение я согласился». 
- Помните ли вы свой первый рабочий день, Юрий Петрович? 
- Конечно. В кабинет зашла миловидная девушка - преподаватель - и попросила выдать мел. Я резонно спросил, причём здесь директор, и посоветовал обратиться на склад, на что мне ответили, что склада здесь нет. Вот так всё и завертелось. Постепенно, шаг за шагом, мы создавали техникум таким, каким вы его видите сейчас. 
- Легко ли удавалось выстраивать отношения с коллективом? 
- Нужно отдать должное моему предшественнику - ему удалось собрать под крышей лицея №19 коллектив настоящих профессионалов своего дела. Поэтому общий язык с ними мы всё-таки нашли и довольно быстро. В то время нам удалось разработать интегрированные учебные планы, которые очень заинтересовали Министерство образования республики. По нашей задумке, ребята, закончившие техникум, уходили на второй курс ИжГТУ. Таким образом обеспечивалось непрерывное профессиональное образование - от начального к высшему. Результаты работы по подобной схеме оказались выше любых ожиданий: из 150 наших студентов студентами университета стали 63 человека. Уже одно это говорит о многом. В первую очередь, об уровне качества образования, которое получали и получают наши студенты. Одно из преимуществ непрерывного образования заключается в том, что сначала мы учим людей работать руками, понимать, каким образом устроена та или иная деталь, схема, а уже потом они учатся работать головой. Яркий пример - выпускник ТРИТ Максим Горбунов. Он сначала закончил техникум, а потом - ИжГТУ и сейчас возглавляет научно-технический отдел на заводе. Инженер после подготовки в ТРИТ получается отменным, поскольку подкован в первую очередь практически, благодаря чему теоретические знания, получаемые в университете, даются ему легче. Перед педагогическим коллективом техникума всегда стояла вполне чёткая задача - качественная подготовка. Если мы присваиваем нашему ученику четвёртый разряд, мы абсолютно уверены в том, что он его заслуживает. Поэтому наши стратегические партнёры, в том числе завод ИЭМЗ, всегда с уважением относятся к нашим выпускникам. 
- Есть ли какие-либо секреты в обеспечении столь высокой планки качества? 
- Особых секретов нет. Просто нужно помнить о наших стратегических партнёрах: это ИЭМЗ «Купол» и Ижевский мотозавод «Аксион-холдинг». Оба отличаются высокотехнологичным, наукоёмким производством и, естественно, предъявляют высокие требования к своим работникам, а это значит, что и мы должны предъявлять столь же высокие требования к нашим студентам. Всем скептикам, всем тем, кто говорит, что мы выпускаем ребят в никуда, что работаем на институт, я всегда отвечал, что ситуации бывают разные (иногда предприятия, по тем или иным причинам, прекращают набор), но если на рынке труда есть высококвалифицированный рабочий, значит, его можно взять, а если его нет - что будет делать предприятие? Вы спрашивали про секреты подготовки. Пожалуй, выделю два фактора: первый - профессионализм педагогов, не зависящий от уровня их зарплаты, второй - материальная база. Наши ребята работают на самой современной технике - как цифровой, так и аналоговой. Более того, многое из оборудования мы делаем сами. Так, например, создали портативный стенд для выполнения как минимум тридцати лабораторных работ по электротехнике и схемотехнике. Основное его преимущество в портативности - не нужно тянуть коммуникации, привязываться к определённому кабинету. А кроме того, подобный стенд абсолютно универсален, поскольку необходим и компьютерщикам, и электромеханикам, и ремонтникам. Мы сделали их сами. Долго, правда, делали. Два года. Но оно того, безусловно, стоило. Здесь не обошлось без помощи ИЭМЗ - некоторые относительно редкие элементы нам были предоставлены заводом. Своим главным достижением мы считаем то, что наши студенты в 80% случаев продолжают образование. Это значит, что нам удалось заложить в них одну простую идею: без постоянной подпитки новой информацией, новыми знаниями ты останавливаешься в развитии, а значит, теряешь конкурентное преимущество, чего делать категорически нельзя, если хочешь оставаться максимально успешным.
 - В чём на данный момент заключается сотрудничество техникума с заводом «Купол»?
 - Надо сказать, что оно носит непрерывный характер, и мы очень благодарны заводу за то, что его руководство не забывает о нас. Мастерские техникума теперь обеспечены действующими макетами станков с программным управлением, своеобразными тренажёрами, позволяющими нашим ребятам оттачивать своё мастерство. 
К нашему разговору присоединилась Екатерина Анатольевна Кривоногова, директор Техникума радиоэлектроники и информационных технологий. Присоединиться раньше она не могла, поскольку, кроме обязанностей директора, выполняет также и преподавательские функции.
 - Екатерина Анатольевна, давно ли вы трудитесь в техникуме? 
- Семь лет. Три года из них на директорской должности. Начинала с заместителя директора по воспитательной работе. 
- В чём, на ваш взгляд, заключается работа директора.
 - На мой взгляд, это, скорее, хозяйственная и вдохновительная должность. Исходя из этого, занимаюсь я организацией обучения, воспитанием наших студентов, установлением связей с нашими партнёрами. Мы стараемся укреплять материальную базу и вкладывать в умы подрастающего поколения основы их будущей профессиональной деятельности - закладываем фундамент для их будущего развития. 
- Следите ли вы за судьбой своих подопечных? 
- Конечно. Более того, большую часть наших ребят мы знаем поимённо. Что особенно приятно, когда они возвращаются из армии, прежде, чем зайти домой, прибегают к нам, чтобы поделиться впечатлениями, достижениями. Многие женятся, заводят детей и приводят их к нам. Познакомиться. Наш коллектив - это большая и дружная семья. 
- Входит ли «Купол» в эту семью?
 - Безусловно. С заводом у нас сложились многолетние, тесные и доброжелательные отношения. Ещё одним доказательством нашей дружбы является то, что техникум с этого года носит имя Александра Васильевича Воскресенского. «Купол» для нас - это надёжный оплот, опора во всех наших начинаниях. От уровня качества и продуктивности нашего взаимодействия зависит качество экономики республики в целом, как бы громко это ни звучало. Нашим ребятам повезло потому, что у них есть возможность на реальных рабочих местах оттачивать своё мастерство, что значительно повышает их профессиональный уровень. Во многом эта возможность обеспечивается постоянно улучшающейся материальной базой техникума. За участие в этом процессе на постоянной основе мы благодарим нашего стратегического партнёра АО «ИЭМЗ «Купол». 
- Какие мастерские и лаборатории представлены в техникуме на данный момент? 
- Мы обучаем по нескольким направлениям, в частности технологии машиностроения. Существует станочный парк, который при непосредственной помощи завода обновляется. Так, мы закупили виртуальные рабочие места для станочников. Что касается лабораторий, у нас есть и монтажная, и регулировочная и многие другие, необходимые для освоения тех профессий, по которым мы готовим специалистов. В планах у нас модернизация монтажных мастерских. При поддержке завода мы совсем недавно открыли электромонтажную мастерскую, где будем по новым мировым стандартам готовить электромонтёров по ремонту и обслуживанию промышленного оборудования. - Сохраняется ли до сих пор комплексный подход к образованию, когда выпускник ТРИТ имеет на руках сразу три рабочие специальности? - Сейчас это диктует стандарт - в каждой специальности изначально заложено несколько образовательных модулей, которые позволяют ребятам, изучающим радиомеханику, одновременно с этим осваивать профессию слесаря-сборщика, монтажника. Сегодня это веление времени. Но также мы, естественно, даём дополнительные профессии, чтобы после выпуска у наших ребят были более широкие возможности на рынке труда. - Расскажите немного о перспективах техникума. Какие ближайшие планы, чего хотите добиться? - Планов у нас много. Мы в любом случае не будем прекращать развитие. Так, например, мы хотим заниматься не только электромонтажом, но и промышленной автоматикой. Планируем открыть некоторые новые специальности, обучение которым будет производиться по самым современным образовательным стандартам. Уверены, что наши выпускники будут продолжать радовать нас и наших стратегических партнёров. 
Материал был бы неполным, если бы мы не дали слово одному из выпускников техникума. Павел Викторович Толшмяков, начальник конструкторского бюро ОКБ 011: 
- Я абсолютно не жалею о том, что прошёл обучение в ТРИТ. Правда, когда я там учился, он ещё назывался радиотехническим лицеем. Хорошо то, что в техникуме достаточно просто для понимания объясняют работу радиотехнических элементов, учат читать схемы. На самом деле это даёт гораздо больше практически ориентированных знаний, чем учёба в вузе. Кстати, к вопросу о практике. Обучение в ТРИТ заканчивается защитой диплома. Ты должен был сам разработать схему устройства, а потом воплотить её в жизнь. Устройство обязательно должно было быть рабочим. Комиссия на защите проверяет работоспособность устройства. В профессиональном плане подобное знание даёт очень много. Особенно для тех, кто выбирает рабочие специальности. Уже хотя бы потому, что, когда учились мы, получали разряд монтажника радиоэлектронной аппаратуры и приборов, разряд слесаря-сборщика радиоэлектронной аппаратуры, разряд регулировщика радиоэлектронной аппаратуры и приборов. В итоге на выходе человек получал сразу три рабочих профессии и мог устроиться туда, куда хотел.
IMG_1719.jpg IMG_1719.jpg IMG_1719.jpg IMG_1719.jpg

Возврат к списку


подписка на новости